Здравствуйте, гости блога. Хочу познакомить вас с тем, как работает наша память и дать несколько советов по проектированию урока с целью его оптимизации. Итак, как работает наша память? Мы получаем визуальную и слуховую
информацию из нашего окружения. Эта информация преобразуется в электрические
импульсы, которые передаются от одной нервной клетки – нейрона – к другой.
Кроме того, дендриты (отростки нейронов, воспринимающие сигналы) при обучении
могут увеличивать воспринимающую способность. Между нейронами усиливаются связи
и образуются новые, это позволяет мозгу усваивать полученный опыт. Таким
образом, стимуляция роста дендритов и усиления связей между нейронами идет
учащемуся на пользу. Но как этого добиться?
Научные факты
|
Совет педагогам
|
Чем большим количеством способов информация попадает в
мозг, тем больше нейронных связей образуется.
|
Чтобы увеличить вероятность запоминания, вы можете
задействовать разные органы чувств: зрение, слух, осязание (когда ученики
что-то трогают или двигают). Если вы рассказываете ученикам про работу
сердца, покажите им видео, прочитайте текст вслух, проиллюстрируйте движение
крови и нарисуйте схему.
|
Лучше всего материал
запоминается, когда новая информация привязана к уже известной. Вероятность
запоминания нового увеличивается, когда учитель демонстрирует, какое
отношение новая тема имеет к уже пройденному материалу.
|
Пусть ученики воспользуются одним из множества способов
проанализировать новый материал. Хороший и простой способ для этого –
мозговой штурм, он позволяет участникам связать опыт и имеющиеся знания и
новую тему. Например, покажите ученикам рисунок, имеющий отношение к теме
урока, и спросите, что они могут сказать об изображенном предмете.
|
Каждый раз, когда мы учим что-то новое, активируется
некоторое количество нейронов, и такое же количество активируется при
повторении. Чем больше ученики повторяют, тем сильнее межнейронные связи, и
тем крепче запоминание.
|
Периодически повторяйте ключевые моменты пройденного
материала, иначе ученики все забудут. Например, используйте последние 10
минут каждого урока, чтобы еще раз озвучить наиболее важные аспекты темы.
|
Последние исследования показывают, что максимум для
рабочей памяти составляют только две-четыре единицы информации. Обилие
стимулов, которые постоянно получает наш мозг, быстро перегружает
краткосрочную память. Процесс обучения и память быстро потребляют глюкозу и
другие ресурсы. Чем интенсивнее обучение, тем быстрее будут потребляться
ресурсы, и тем скорее ученики будут утомляться.
|
Организуйте учебный материал в небольшие легко усваиваемые
блоки и предоставьте ученикам достаточно времени, чтобы в нем разобраться, а
затем дайте мозгу отдохнуть. Слишком много информации в небольшой промежуток
времени не сможет задержаться в голове.
|
Когда ученики постоянно перегружены школьной работой и
несут груз личной ответственности, они становятся слишком возбудимыми. Это
вызвано физиологическими механизмами, которые позволяют нам переживать
кризисы. Во время стресса организм мобилизуется и приходит в состояние
повышенной готовности. Но хронический стресс приводит к потере нервных клеток
и невозможности появления новых. Это сказывается и на нашей способности
запоминать новую информацию.
|
Обеспечьте среду без стресса. Найдите на уроке время для
физической активности или музыки. Это позволит сделать паузу и увеличить
приток крови (а значит, и кислорода) к мозгу. Для снятия стресса можно
использовать упражнения на дыхание или растяжку. Можно начать с них урок или
вспомнить о них, если класс встревожен или теряет интерес. Довольный мозг –
продуктивный мозг.
|
Желаю всем удачи!
Источник: theguardian.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий