Дети-клоуны, дети-шуты
- редко какой класс обходится без них. Для неопытного учителя, когда на
уроке сидит такой "артист", работа становится пыткой. Надеюсь, что изложенные ниже рекомендации помогут вам выработать оптимальную модель поведения в этой
ситуации.
- Многим детям
помогает превентивное внимание. Если вы знаете, что в классе есть ребенок,
который обязательно начнет "тянуть одеяло на себя", прямо в начале
урока (объяснения новой темы, опроса) уделите ему минуту персонального
пристального внимания. Спросите о чем-нибудь, похвалите за помощь, внешний вид,
прошлые успехи, поинтересуйтесь его мнением, просто подойдите и постойте рядом,
прикоснитесь, посмотрите в глаза. Это очень рентабельная трата времени, потому
что в большинстве случаев этой минутной "порции" бывает достаточно,
чтобы следующие 15-20 минут ребенок мог нормально работать и не портить вам
нервы. Кроме того, он получает важный опыт, что внимание взрослого вовсе не
обязательно "выцыганивать" - вы и так о нем помните и хорошо к нему
относитесь.
- Иногда очень
хорошо срабатывает "тайный уговор": выберите момент и поговорите с
ребенком о том, как вам мешают его постоянные выходки в классе, как вы от этого
устаете и расстраиваетесь, что остальные дети могут чего-то недопонять, не
разобраться. Обычно ребята такого типа вовсе не злые, они очень живо и
сочувственно реагируют на ваши жалобы и искренне хотят исправить свое поведение
- только не могут ничего с собой поделать. Договоритесь, что вы не будете
против безобидных шуток, разряжающих обстановку в классе, но как только ученик
начинает вам по-настоящему мешать, вы подаете ему условный знак, смысл
которого: "Остановись, это уже слишком!". Это может быть особый жест,
взгляд, слово. Ребенку, нуждающемуся в особом внимании, очень важно и приятно,
что он становится "избранным", доверенным лицом, хранителем секрета.
Ваш условный знак (который займет у вас не более 5 секунд) для него есть та
самая необходимая порция внимания, "доза", глоток воздуха, который
позволит справиться с собой и вести себя приемлемо.
- Если
сдерживающие усилия не помогают, постарайтесь, чтобы ваши "карательные
меры" не подкрепляли истерическое поведение, а наказание не превращалось в
театр одного актера. Можно до конца урока отсадить ученика на стул, стоящий
так, чтобы остальные дети его не видели, можно задать дополнительное письменное
задание - чтобы головы не мог поднять, в крайнем случае, можно взять за руку и
вывести в коридор, а еще лучше - отвести в учительскую или к охраннику, и
посадить в уголке. Важно избежать долгого спектакля: "Выйди из класса!"
- "Нет, а что я сделал?", и так пять раз по кругу, поэтому лучше
сразу молча вывести. Не уделяйте выходкам ребенка много внимания. Быстро,
кратко, решительно, безэмоционально пресекайте безобразие, стараясь не
прерывать хода урока - и все.
- Ни в коем случае
не создавайте для такого "обаяшки" режим попустительства. Не нужно
подкреплять его пагубную жизненную стратегию. Как бы высокохудожественно он ни
раскаивался и как бы умилительно ни улыбался, твердо гните свою линию: правила
одни для всех, и тебе придется им следовать. К тебе я хорошо отношусь, но твое
поведение терпеть не буду. Обсудите с руководством возможность его изоляции в
виде крайней меры пресечения безобразий: пусть один или два дня учится не в
классе, а в гордом одиночестве, в уголке кабинета завуча, например.
Позаботьтесь, чтобы заданий было достаточно по всем предметам, и чтобы все они
были проверены и оценены.
- Когда ученик
ведет себя хорошо (или хотя бы приемлемо), обязательно найдите возможность
посмотреть на него, улыбнуться, поговорить. Важно разрушить в его голове
неправильную связь "паясничаю - получаю внимание, сижу смирно - меня как
будто бы нет" и заменить ее другой: "паясничаю - оказываюсь в
изоляции, веду себя хорошо - получаю внимание и признательность".
Автор: Л.
Петрановская, материал с сайта http://adalin.mospsy.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий